© Copyright «ИнтекМедиа», 2007-2009
Телефон: +7 (391) 249-10-20

Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения администрации сайта.

28 мар 2024
Актуальная информация о финансах и банках Красноярска, кредиты, вклады, курсы валют

Прямой эфир.

Отдых в кредит

27.09.2007
Отдых в кредит

Финансовый туризм как самостоятельный инструмент банковского кредитования появился в России сравнительно недавно — три-четыре года назад. Сегодня он развивается довольно высокими темпами, как, впрочем, и вся сфера потребительского кредита в нашей стране. Но если инициаторами нововведения выступили банки, заключающие с турфирмами соответствующие обоюдовыгодные альянсы, то в настоящий момент туристический сектор способен если уж не перехватить инициативу, то в значительной степени усовершенствовать этот механизм.

В классической форме финансовый туризм предусматривает оплату клиентом части покупаемой услуги (до 20—30% стоимости пакета), а на остальную сумму подписывается заемный договор с турфирмой (при посредничестве банка или без такового), согласно которому турист обязуется выплатить долг в определенный срок, обычно — от шести месяцев до трех лет. В зависимости от этого назначается и процентная ставка: краткосрочный (шестимесячный) кредит можно получить и под 7—8% годовых, долгосрочный — под 15—30%, а то и более. Плюс оплата разовых услуг: открытие счета в банке, перевод банком денег на счет турфирмы и т. д. К этому также надо добавить 2—3% ежемесячных начислений за обслуживание кредита.

Понятие финансового туризма, предполагающее прежде всего специальные программы кредитования именно для тех, кто желает отправиться в путешествие (так называемый «связанный кредит»), включает и любые другие формы одалживания денег. В банковских терминах сегодняшней России второй основной "одежкой" финансового туризма чаще всего становится «кредит на неотложные нужды». При получении такого займа клиент не берет обязательство тратить его на покупку конкретного товара или услуги, как при связанном кредитовании, он вправе делать с деньгами все, что его душе угодно. В том числе — потратить средства на отдых или путешествие.

Получение кредитных средств на неотложные нужды практически всегда оформляется сложнее и занимает больше времени, чем связанный кредит. Но для многих пользователей он выглядит привлекательнее именно в силу «свободы маневра»: возможности тут же поменять решение и использовать деньги по любому назначению.

Так называемый экспресс-кредит — частный случай связанного кредита или «неотложки», когда оформление ссуды и сроки ее предоставления максимально упрощены и сокращены за счет более высоких процентных ставок. Собственно, если вы оплачиваете свою поездку на отдых или часть связанных с ней затрат кредитной картой, такие расходы также вполне можно отнести к финансовому туризму. Просто этот механизм более универсален и менее очевиден.

Российский средний класс, не говоря уже о людях состоятельных, давно освоил безналичные расчеты по банковским кредитным карточкам. Причем популярность их в последние годы неизмеримо выросла. По данным пресс-службы ЦБ, только с января 2004 г. по середину 2005 г. эмиссия кредитных карт увеличилась почти в девять раз. А общее их число за два последних года удвоилось, достигнув на конец 2005 г. отметки в 42,5 млн.

Правомочен ли вывод, что и держатели кредитных карт в основной своей массе к дополнительным механизмам финансового туризма не прибегают? В значительной степени так оно и есть. Мнение, что всевозможного рода скидки в туриндустрии обеспечивает только схема связанного кредита, выглядит надуманным: солидные банки уже не первый год активно внедряют в клиентскую среду карты международных платежных систем, таких как Visa и MasterCard. Их владельцы пользуются большим набором дисконтных механизмов, в том числе и в сфере туризма — значительное число операторов, агентств, авиакомпаний и отелей связаны с этими системами разветвленной сетью взаимных обязательств.

Практика показывает: самая активная категория граждан, которая использует целевое кредитование на покупку турпутевок, — это малообеспеченные слои населения, преимущественно молодежь. Причем подобное положение вещей в значительной степени объясняется не только экономическими факторами, но и мотивациями психологического порядка.

«Главная специфика кредитования в туристической сфере в отличие от обычного потребительского кредита — его обманчиво нематериальный характер, — поясняет психолог Татьяна Лебедева. — Телевизор — это капитально. Вот он стоит, его и потрогать можно, и переключить на другой канал. А поездка, смена экзотических декораций, быстро выцветающий загар — это как приятный сон: вроде бы и хорошо было, а вроде бы и не было совсем».

Отсюда — некая заторможенность у людей среднего и старшего возраста, их настороженное отношение к туристическому кредиту. Молодежь в этом плане более восприимчива, и отнюдь не потому, что она легкомысленнее: это иное поколение, иной менталитет, с иной шкалой ценностей, более склонный к жизни в кредит, поскольку он расценивает заемные деньги как совершенно приемлемый, разумный способ повышения качества жизни.

Второй психологический барьер — «прошлость» потребленного кредита. Не погасил вовремя задолженность по автомобилю, холодильнику — их могут взыскать, потеря ощутима. А путешествие и отпуск уже закончились. Необходимость рассчитываться за полузабытое удовольствие досадна. «Прошлость» — это не только фактор финансового риска, она носит и сдерживающий характер: даже добросовестно расплатившись по кредиту с турагентством или банком, у клиента в душе остается неприятный осадок. И, прежде чем повторно воспользоваться схемой заемного финансирования турпоездки, многим требуется преодолеть совершенно безотчетный, ускользающий от трезвого анализа барьер «воспоминания о прошлости».

Третий и, кстати сказать, наиболее очевидный фактор: россиянам в случае материальных затруднений проще, быстрее и выгоднее занять деньги у знакомых, а не выпрашивать кредит в банке, как бы его ни убеждали в обратном. Причем, ключевое здесь слово — «выгоднее»: гражданский менталитет наших соотечественников все еще мало приемлет «справедливое ростовщичество», и требовать нормальные, эквивалентные банковским, выплаты процентов с денег, одалживаемых друзьям, а уж тем более — родственникам, у большинства из нас, как говорится, «язык не поворачивается».


Закладки:
Ваше имя:
Электронная почта:
Комментарий:
Введите код:
 _   _   _   _  
|_  |_| |_  `_| 
|_|  _|  _| |_, 

© 2007–2009 «ИнтекМедиа». Телефон: +7 (391) 249-10-20
Перепечатка материалов осуществляется только с разрешения администрации сайта.

Администрация не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Администрация не предоставляет справочной информации.

ИнтекМедиа, разработка сайтов Красноярск Создание сайта
ИнтекМедиа2009
Rambler's Top100
Информация о сайте